«Сусанинская НОВЬ» 25
февраля 2011 г. № 22 Игорь ПОЛЕНОВ
Проект
реформы образования, не поддержанный премьером В. В. Путиным, вызвал
достаточно оживлённое обсуждение, породил значительное количество горячих споров.
Действительно, как-то в голове не укладывается: в числе обязательных предметов
Названы, в частности, физкультура и ОБЖ, все остальные предметы - по выбору,
среди них математика, литература, русский язык...Что получим мы в результате
такой реформы, какова вообще цель её? С этими вопросами я обратился к
заведующей районным отделом образования Т.С. Набоковой и методисту отдела
О.С. Новичковой.
Суть
предлагаемых нововведений такова: до 9-го класса включительно никакой возможности
выбора не будет, все школьники будут обучаться по единой программе. В десятом
классе ситуация меняется: есть четыре обязательных предмета, остальные - по
выбору. И ничего страшного в том, что учащийся сам будет выбирать, какие
предметы изучать, нет. Более того, в самой предлагаемой реформе нет ничего отрицательного,
плохого.
Сейчас
выпускники школ получают одинаковый объём знаний по всем предметам. Но к чему
глубокие познания математики, физики тому, кто решил стать биологом, химиком,
историком (и наоборот). Куда лучше, если он акцентируется на своём предмете,
нежели станет загружать голову заведомо ненужным балластом.
Есть
возражения, мол, в десятом классе далеко ещё не каждый определился с выбором,
что делать, куда пойти после школы, какую профессию выбрать, а потому и выбор
предметов может оказаться ошибочным. Но вот тут какой момент: если человек не в
ладах с точными науками, вряд ли он станет углублённо изучать математику или
физику, а в дальнейшем выберет профессию, с ними связанную. Или кому захочется
погружаться в глубины истории или биологии, когда не даются эти науки, хоть
тресни, а математические формулы видятся простыми и понятными.
В
одной из телепередач прозвучало мнение, что реформа приведёт к несоответствию
знаний выпускников образовательным стандартам. На что последовал лаконичный
ответ: значит, нужно пересмотреть эти стандарты. Татьяна Сергеевна заметила,
что сейчас у нас выпускники школ знают «всё и по чуть-чуть». О необходимости
пересмотра стандартов образования говорит, пожалуй, и тот факт, что в прошлом
году 20 процентов российских выпускников не сдали ЕГЭ по математике. Ну, не
каждому по зубам эта крайне сложная наука на том уровне, что даётся сейчас в
школах. Интересно, а скольким процентам такой объём математических знаний
реально пригодится?
Школьники
будут так же изучать все предметы, что есть в школьной программе, но в разумных
объёмах, так же сдавать выпускные экзамены. Но, имея возможность выбора, они
будут углублённо изучать именно те науки, в которых более сильны, которые пригодятся
им при выборе профессии.
Многие
говорят о недопустимости изучения русского языка (языка государственного) по
выбору. Но притом, видимо, забывают, что изучение русского языка в школах
заканчивается как раз в девятом классе. И, если старшеклассник, сделав свой
выбор, пожелает изучать его дополнительно, это же только к лучшему.
Что
же касается предметов обязательных, а именно физкультуры и ОБЖ, они, действительно,
необходимы. О здоровье сегодняшних школьников, их физическом развитии сколько уж
говорилось, и приходится признать: они отнюдь не на высоте, как и
подготовленность к взрослой жизни, умение противостоять чрезвычайным
обстоятельствам.
Ещё
об одном обязательном предмете, «Россия в мире», в отделе образования ничего определённого
сказать не смогли, никакой информации о нём пока нет. Впрочем, название говорит
1 само за себя, вполне вероятно, что изучать его будут именно в старших классах.
А
вот об «индивидуальном проекте» рассказали подробно. Выбрав какой-либо предмет,
учащийся разрабатывает по нему свой, индивидуальный проект. Не вдаваясь в
подробности, скажу лишь, что это будет не что иное, как самая настоящая научная
работа, что, несомненно, весьма пригодится в дальнейшем.
Английский
старшеклассник изучает пять-шесть предметов, финский - семь-восемь, в России,
изучают 14. Не многовато ли? Как удержать в памяти, «переварить» такие разные
по характеру знания, да ещё в немалом объёме? Татьяна Сергеевна согласилась:
14 - это, пожалуй, и впрямь уж слишком. С другой стороны, шесть-семь явно
мало. Нужна золотая середина, оптимальным видится предметов десять. Кстати,
принцип выбора изучаемых в старших классах предметов как раз и поможет
сократить их количество.
Предлагаемая
реформа направлена на создание профильной школы, о которой говорят уже давно
и необходимость которой становится фактом. Качество знаний выпускников школ при
этом не станет хуже. Скорее даже наоборот, поскольку вместо неоправданно
углублённого изучения тех наук, познание которых даётся с великим трудом или которые
заведомо не понадобятся, они будут получать действительно глубокие знания тех
предметов, которые, весьма вероятно, определят дальнейший жизненный путь
выпускника. И будущее всё-таки именно за такими школами.
|