«Сусанинская НОВЬ» 15 октября 2010 г. № 118 Игорь ПОЛЕНОВ
Дорожное строительство в России
набирает ход. Нередко сейчас в различных средствах массовой информации можно
встретить торжественные репортажи об открытии очередного участка новой дороги
- современной, построенной с использованием новейших технологий. И главные герои
торжества непременно они, дорожные строители. И в то же время небольшие
дорожные предприятия, вроде сусанинского ДЭП-6, переживают сейчас далеко не
лучшие времена, а настроение у их работников совсем не праздничное.
В третьем квартале предприятие по
обслуживанию дорог практически не работало, не было денег. Выделенные средства
были использованы на ремонт дорог ещё в начале лета. А потом устраняли лишь те
дорожные неисправности, которые явно создавали аварийную ситуацию: заделывали
серьёзные выбоины в асфальте! ямы на обочинах, промоины, срубали торчащую из
плит арматуру. Основное внимание уделялось главной нашей дороге, трассе
Кострома-Буй.
Летом значительный объём работ
дорожниками выполнен по посёлку. Практически заново сделан участок улицы
Ленина, тротуары здесь и на ул. Леонова, бетонными плитами вымощена улица
Комсомольская, приведена в порядок главная сусанинская улица Карла Маркса.
Наполовину в щебёночном исполнении сделана улица Горная, идёт завоз плит на
ул. Логинова. А весь объём работ, выполненных за девять месяцев (и по
дорогам, и по посёлку), составил в денежном выражении более 400 миллионов
рублей, больше даже, чем планировали.
В октябре по линии Автодора
выделены 400 тысяч рублей. По словам директора ДЭП-6 Н.В. Ковылянского, этого
крайне мало. Сделать запланированный ямочный ремонт, ещё что-то, и к концу
месяца от этих денег ничего не останется. Добавьте сюда ещё и немалые затраты
на электроэнергию, топливо, битум. Один лишь факт: запустить в работу
асфальтовый завод летом обходится тысяч в 20, а осенью, «по холодку», и того
больше. И серьёзно сократить эти расходы вряд ли возможно. У предприятия сейчас
в должниках и район, и посёлок. Деньги были бы не лишними, но пока лишь
поселковая администрация понемногу рассчитывается за сделанную работу.
Ко второй декаде октября все
работы по обслуживанию дорог, ремонту дороги к сусанинскому ПНИ, поселковых
улиц были приостановлены: на предприятии кончились запасы солярки. Дорожники
доставляют её самовывозом из Костромы, и завоз зависит опять же от финансов.
Не от хорошей жизни выпросили два бензовоза в долг, третий же уже просто никто
не даст. Бензин у дорожников есть, и в случае неприятных погодных сюрпризов на
дороги выйдут КДМ (комбинированные дорожные машины) на базе ЗИЛов, но всё-таки
большинство дорожной техники работает именно на дизельном топливе. Решение
проблемы с горючим займёт в лучшем случае несколько дней.
Ещё один больной вопрос для
сусанинских дорожников -старая техника, отслужившая уже по два-три положенных
срока. А потому нередко ломающаяся и требующая немалого количества запчастей.
С обеспечением ими особых проблем нет, но опять же, приобретаются они далеко
не бесплатно, да и качество порой оставляет желать лучшего. Николай Вячеславович
заметил: была бы техника новая, расходы на неё за счёт запчастей сократились
бы процентов на 70. Весьма ощутимо, что и говорить. А на деле...Самые новые
машины - 13-летний КамАЗ и 10-летняя КДМ, в основном же здесь работает техника
20-30-летнего возраста, ещё советской сборки. Приобрести что-то новое сейчас,
при таком финансировании, просто нереально. Самая доступная дорожная машина,
КДМ на шасси МАЗа, стоит около двух миллионов рублей. Кстати, в прошлом году
недофинансирование по Автодору составило три миллиона – дорожники в конце года
проводили содержание дорог, можно сказать, на свои деньги – а ведь на них могли
бы и новую технику прикупить, или ту, что есть, основательно подлатать.
Такая ситуация в дорожной отрасли
сложилась на вчера и не сегодня. И с каждым годом, похоже, выживать предприятию
становится все сложней, все труднее сводить концы с концами. Тем удивительнее,
что в таких условиях практически неизменным сохранился коллектив ДЭП-6. Не
произошло тут сокращений, нет на предприятии и текучести кадров. Может быть,
потому, что работают здесь люди ответственные, радеющие за результаты своего
труда и беспокоящиеся за судьбу района. Район жив, покуда есть дороги, это
аксиома. Как и то, что вряд ли останется человек верен работе, которую не
любит, которой не дорожит. А работает сейчас на предприятии немногим более 50
человек.
Но вот какой момент. Двое ушли на
пенсию, ещё восемь человек уйдут в недалёком будущем. А вот молодёжь сюда не
рвётся. Не привлекает её ни такая вот беспокойная и далеко не лёгкая работа,
ни зарплата, не сопоставимая с городской, ни перспективы, которые сейчас далеко
не радужные. Но не хочется думать, что с уходом таких вот опытных работников
когда-то перестанет существовать и само предприятие. Всё-таки дорожная отрасль
одна из важнейших, и отказ от таких предприятий в райцентрах отразится
совсем не лучшим образом на состоянии этих самых районных дорог. А потому,
хочется верить, есть всё-таки перспективы, а значит - наладится финансирование,
будет возможность обновить технику, создать нормальные условия работникам.
Глядишь, и пополнится тогда предприятие молодыми кадрами. А иначе и о развитии
с на, да и области в целом говорить не приходится.
|